Получение разрешений на перевозку негабаритных и опасных грузов.
Разрешительные документы на особые грузоперевозки
В нашей стране существует разрешительная система перевозок негабаритных и опасных грузов. Получение такого разрешения – процедура непростая, особенно для новичка. Необходимо не только правильно оформить заявление, но и направить его в соответствующие органы, регулирующие дорожное движение.
Согласование маршрутов требует временных затрат, в среднем - 10-30 дней. Конечно, при обращении к специалистам сроки могут быть сокращены – иногда до 3-7 дней. В некоторых случаях, когда речь идет о тяжеловесных грузах, необходимо уплатить взнос за износ дорожного покрытия.
Иногда, когда габариты груза превышают допустимые или в случае транспортировки особо опасных грузов, требуется не просто разрешение на перевозку груза, а разработка проекта грузоперевозки. В этом проекте учитываются все нюансы и особенности конкретной перевозки, такие как: усиление дорожного полотна, отключение (снятие) ЛЭП, согласование проезда по железнодорожным переездам и др.
Условно можно поделить весь путь получения разрешения на перевозку на три этапа.
1 этап получения разрешения.
Первоначально необходимо получить от заказчика исходную документацию. Таковой являются: метрические данные и чертежи груза, спецификация на него, маршрут следования с точными адресами погрузки и выгрузки. На основании этих документов заполняется заявление на разрешение, которое направляется в соответствующую дорожную службу, в зависимости от маршрута следования.
Например, если требуется разрешение на международные перевозки, то следует обращаться в Федеральную автодорожную службу РФ. Если перевозка планируется по федеральным магистралям, то обращаться следует в органы управления федеральной автомобильной дорогой, если перевозка носит местный или межрегиональный характер, то необходимо подавать заявление в территориальные органы управления автодорожным хозяйством.
2 этап получения разрешения.
Сотрудниками вышеперечисленных ведомств ведется согласование маршрута грузоперевозки с различными организациями и ведомствами с целью обеспечения безопасности перевозки. В ходе согласования рассматриваются вопросы высоты ЛЭП, наличие газопроводов и других путепроводов, вычисляется оптимальное время для проезда через железнодорожные пути и т.д.
Срок согласования грузоперевозок в среднем составляет от 7 до 30 дней, в зависимости от габаритов груза или степени его опасности. В некоторых случаях согласование может занимать и месяцы. В таких случаях необходимо разработать проект грузоперевозки.
3 этап получения разрешения.
В случае успешного согласования маршрута в дорожных службах необходимо получить пропуск на транспортировку в органах ГИБДД РФ.
Для этого в ГИБДД со своей стороны тоже согласовывают маршрут перевозки. Если массогабаритные показатели превышают допустимые или груз относится к категории особо опасных грузов, то возникает необходимость в сопровождении грузоперевозки автомобилем прикрытия, оборудованным проблесковыми маячками или патрульным автомобилем ГИБДД.
Разрешение на перевозку составляется в трех экземплярах: один хранится в ГИБДД, второй – у ответственного за перевозку лица и третий - у водителя, осуществляющего транспортировку груза.
Особенности оформления разрешения на перевозку опасных грузов.
Опасные грузы в нашей стране перевозят на основании правил, приведенных в соответствии с ДОПОГ. Согласно этим правилам кроме разрешения на перевозку водитель должен иметь свидетельство ДОПОГ. И на транспортное средство также выдается свидетельство ДОПОГ о допуске его к перевозке.
Особое внимание при оформлении разрешения на перевозку опасного груза уделяется конструкции ТС, оснащению его не только средствами ликвидации последствий аварий, но и спутниковой навигацией, например ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. А с недавних пор при перевозке опасных грузов требуется оснащение автомобиля тахографами, отслеживающими рабочее время водителей. Эта мера помогает предотвращать дорожно-транспортные происшествия, спровоцированные усталостью водителя.
Согласование маршрута транспортировки опасных и особо опасных грузов имеет свою специфику. Ведь есть определенные требования к маршруту следования такого рода грузов. При разработке маршрута следует исключить проезд опасного груза вблизи крупных промышленных объектов, зон отдыха, особо охраняемых территорий. Обязательно следует заранее предусмотреть места остановок и стоянок, а также заправку автотранспорта топливом. Необходимо исключить провоз опасного груза по территории населенных пунктов. Если это не представляется возможным, следует прокладывать маршрут максимально далеко от мест скопления людей, таких как учреждения здравоохранения, образовательные и культурно-просветительные учреждения.
Около трети опасных грузов относятся к категории особо опасных грузов. При их транспортировке существует своя специфика. Так, к заявлению на разрешение прилагается ряд дополнительных документов. Например, требуется наличие аварийной карточки системы информирования об опасности, свидетельство о допуске ТС к перевозке особо опасного груза по ДОПОГ и др.
Перевозка особо опасного груза должна сопровождаться в обязательном порядке автомобилем прикрытия либо патрульным автомобилем ГИБДД, а также надлежащей военизированной охраной, и должна совершаться в присутствии лица, ответственного за эту перевозку.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что процедура получения разрешения на транспортировку длинномерных, тяжеловесных, крупногабаритных, негабаритных, опасных и особо опасных грузов весьма трудозатратна, требует времени и навыков. Поэтому лучше, все-таки, доверить ее исполнение специалистам транспортной компании, которые владеют навыками составления документации, имеют опыт согласования и разработки проектов маршрута, знают особенности дорог и т.д.