Проблемы на рынке грузового транспорта были рассмотрены Министерством транспорта РФ
Грузовой парк стареет
depositphotos.com
Проблемы на рынке коммерческого транспорта, а, в частности, грузовиков, были рассмотрены Министерством транспорта РФ на заседании «Государственная политика развития автотранспорта и реализация Транспортной стратегии России до 2030 года».
Николай Асаул, заместитель министра транспорта России, сообщил, что в этом сегменте рынка случились самые большие изменения. К примеру, соотношение между частными и государственными владельцами грузового транспорта сместилось в пользу частных перевозчиков с большим перевесом. Причём структура парка отличается как разномарочностью в пределах отдельного автомобильного хозяйства, так и несовершенством типажа и высоким возрастным цензом. А Алексей Рахманов, начальник департамента автопромышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга РФ, отметил, что большая часть парка не соответствует экологическим стандартам ЕВРО-2.
На заседании были приведены цифры, которые характеризуют состояние данной отрасли в аспекте обсуждаемых проблем. По официальным данным, в автопарке страны количество автомобилей сроком службы до 5 лет составляет немного больше четверти – 27%. Грузовики, которые имеют срок службы больше 10 лет, занимают почти половину (47%). Они практически полностью использовали установленный им рабочий ресурс.
В нормальные нормативы и рамки также не укладывается структура парка по видам транспортных средств. Фактическая доля бортовых грузовиков в средних и крупных автомобильных предприятиях составляет 27%, а это примерно в 3 раза выше рационального значения, учитывая характер перевозок. Причём на рынке существенно не хватает рефрижераторов, доля которых составляет всего 4%, автоцистерн – 7% и другого грузового транспорта со специальными кузовами.
Большое количество бортовых моделей можно объяснить их невысокой стоимостью, лёгкостью погрузки и простотой обслуживания. Данные машины в основном используются для перевозки мебели и различных вещей граждан, а также офисного оборудования при переездах, перевозки стройматериалов, выставочного оборудования и другого. В то же время, за счёт невысокой стоимости такую грузовую машину намного легче будет продать на вторичном рынке.
Однако в обновлении подвижного состава России есть свои положительные моменты. За прошедшие 3 года число новых грузовых автомобилей в парках крупных предприятий увеличилось на уровне 21,25%. За такой же период увеличились и флоты средних транспортных компаний, благодаря покупке новых машин на 25%, а небольших фирм – на 27%. За счёт этой динамики в прошлом году прирост грузооборота в целом был на 10,6% и достиг отметки в 199 миллиардов т/км. В России за прошедшие годы объёмы коммерческих перевозок увеличились на 20% или на 1,6 миллиардов тонн, грузооборот остановился на уровне 93 миллиардов т/км.
Руководство Минтранса считает, что необходимо как можно шире взглянуть на данную проблему и комплексно развивать коммерческий транспорт для грузоперевозок. Заставить частников в приказном порядке делать это нельзя, но перемены могут внести рыночные стимулы, которые должны сообща вырабатывать члены бизнес-сообщества и органы власти.