В Санкт-Петербурге
(812) 347·78·78

Управление маршрутами транспортных средств

Моделирование маршрутов грузоперевозки

   "В мире всё развивается от простого к сложному," - такую фразу однажды сказал об обустройстве мира доктор физико-технических наук Кулаков. Именно эта фраза лучше всего передаёт состояние, в котором сейчас находится инженерия знаний. 

   Человек не останавливается на достигнутом, он стремится каждый день улучшать продукт своего труда. Такая же ситуация сейчас сложилась в транспортной отрасли: создаются новые требования, ставятся всё более сложные задачи. Моделирование маршрута – это очень серьезная и важная задача в управлении транспорта, которая требует переосмысления подходов и методов к решению, а также использование новых достижений в информационных технологиях. Сегодня задача по моделированию маршрутов грузоперевозок решается следующими подходами:

- огромным использованием эвристических методов и интеллектуализация алгоритмов их решения;

- усложнением задачи за счёт перехода от обычной схемы оптимизации к более популярному методу векторной оптимизации данного решения;

- использованием компьютерных средств и средств связи при решении проблемы управления на транспортном средстве в реальном времени.

   Задачи, которые решаются непосредственно на транспорте, очень часто отличаются своей сложностью и считаются NP-сложными. Поэтому обычные методы решения задач, которые хорошо себя зарекомендовали, здесь ничем не могут помочь – сказывается большая требовательность к ресурсам машины при осуществлении данных алгоритмов.

   В качестве примера подобной задачи управления транспортом можно привести обычную задачу о бродячем торговце. Её суть состоит в том, чтобы найти короткий путь обхода городов, которые были заданы по их координатам. Оказывается, что уже для 30 городов поиск наилучшей дороги представляет задачу, которая выходит за рамки мощности новых персональных компьютеров. Быстрое развитие интеллектуальных технологий в современном мире, а также всеобщая компьютеризация, способствовали к нахождению разнообразных новых методов решения поставленных задач. Так и появилась на свет идея генетических алгоритмов и нейросетей, которые могут решить, казалось бы, невыполнимые задачи в определённый период. Другой проблемой, которая стоит перед моделированием маршрутов перевозок, является наиболее правильный выбор оптимизации, способный эффективно решить появляющиеся задачи и помочь объяснить выбор именно этого решения. Простые количественные характеристики процесса перевозки используются в первую очередь для формирования оптимальных решений задач маршрутизации. Это:

- объёмно-массовые характеристики груза, который планируется перевезти;

- максимальное количество применяемого транспорта;

- планируемая общая транспортная работа;

- общий пробег транспорта;

- общая продолжительность всей работы и другое.

   До этого времени данные показатели образовывали самые простые функции. К наиболее часто используемым можно отнести:

- максимизацию числа перевозимого груза;

- минимизацию всего пробега;

- минимизацию общей транспортной работы;

- минимизацию количества применяемых автомобилей для выполнения определенного объёма работы и другое.

   В данный момент перед этой отраслью стоит задача сформировать многокритериальные функции оптимизации, основываясь на вышеперечисленных однокритериальных функциях. Выполняются оценки совместной близости критериев и их измерения, чтобы получить параметры для данных функций. Постановка задач транспортных планов с некоторыми критериями оптимизации – это последствия появления рынка транспортных услуг и стремление автомобильных предприятий удовлетворить интересы всех участников этого бизнеса, а не только грузоотправителя и грузополучателя.

   Транспорт становится быстрее, маршрут занимает ещё меньше времени. В данном случае нужно создать и внедрить системы реального времени, за счёт которых можно будет быстро принимать решения в управлении транспортом. Новые современные средства связи очень полезны: начинается использование SMS-технологий во время работы управления на транспорте. Водители грузовых автомобилей могут в реальном времени узнать о ближайшей ситуации на дороге следования, скорректировать свой маршрут в зависимости от этого, а также вызвать помощь в случае, если возникнет внештатная ситуация.

Оставьте комментарий


Введите защитный код